«У Лебедевой ПОКА не стихи, а наброски, заготовки к ним. Их нужно доводить до кондиции – лопатить, очищать от шелухи, вводить в законы (есть таковые!) стихосложения. И, тем не менее, у автора есть своё видение
мира, свои слова и краски. Лебедева БУДЕТ и ДОЛЖНА писать. У неё есть «искра божья»…».
Вот такую «резолюцию» наложил когда-то на представленную ему тетрадку с первыми стихами дубовской школьницы Тани Лебедевой сотрудник районной газеты «Сельская новь» Юрий Владимирович Пермяков, сам не только профессиональный журналист, но и одаренный
литератор. Кстати, с той самой странички из старой тетрадки, помимо рецензии, я переписал и стишок четырнадцатилетней школьницы.
Уважаемые читатели, чтобы не ломать голову в международный женский день, позаботьтесь заранее о том, что подарить на 8 марта своим вторым половинкам.
Лист кроится. Лист ложится.
Осень звонами вольна.
Ветер кружит. Ветер злится.
Осень песнями больна.
Вольный дух спокойно вьётся.
Даль манит мечтой вдали.
Над мечтой глухарь смеётся.
Улетают журавли.
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ЭПИГРАММ
Как видите, прав был рецензент, подметив у юного автора своеобразие стиля, собственную интонацию, вкус к слову. Она, увы, не безгрешна в части техники стихосложения, да и образы не бесспорны. Но это у начинающей поэтессы было от неопытности и переизбытка захлестывавших её чувств. Она снова обращается к тем, чьим мнением дорожит и оценке которых верит, – отсылает свои стихи в журнал «Юность».
– К сожалению, отзыв из «Юности» затерялся в моих архивах, но он был довольно доброжелательный, – говорит Татьяна Ивановна. – А ещё я школьницей ездила в Волгоград к нашим известным поэтам Маргарите Агашиной и Юрию Окуневу, тоже показывала им свои стихи. А вообще-то, считаю, всё началось у меня с эпиграмм, которые на своих школьных друзей сочиняла. Характер у меня был прямой, ершистый, за что и нарывалась на неприятности. К тому же, и в выпуске школьной стенгазеты активно участвовала. Так что своими стишками-«дразнилками» я иногда очень задевала товарищей-одноклассников. Но училась хорошо, и мне многое прощалось. К тому же дружила исключительно с мальчишками, так как девчонки не очень-то охотно принимали меня в свою компанию. Из всех школьных предметов больше всего любила литературу. Да и как было не любить, если у нас в первой школе её преподавала бесподобный учитель Зоя Григорьевна Кардаильская, ныне покойная. Какие сочинения я у Зои Григорьевны писала!.. Некоторые из них до сих пор у меня дома хранятся. Недавно вот их перечитывала и думала: «Как я могла так хорошо написать?!». Видимо, с этих вот сочинений меня всё чаще стали навещать мысли: «Для чего я всё это пишу? И раз мне «дано», значит, надо продолжать и как-то совершенствоваться…».
«ТУМАННЫЙ» ПСЕВДОНИМ
Как выяснилось, ещё со школьных лет моя героиня обзавелась не только личным архивом, но и литературным псевдонимом. Под стихами она стала
подписываться «Т. Туманова», из-за чего нынешние её собратья по перу из дубовского творческого объединения «Ближний круг» нет-нет да и подначивают шутливо поэтессу: «Ну, Лебедева! Опять туману напустила…».
Не преминул задать ей этот вопрос и я: мол, многих интересует, почему подписываешься под стихами «Туманова», хотя и собственная фамилия «Лебедева» звучит весьма поэтично? – А помните книгу «Как за-
калялась сталь»? – вопросом на вопрос ответила она. – Там есть героиня Тоня Туманова – первая юношеская любовь Павки Корчагина. Так вот я, честно говоря, оттуда свой псевдоним и «украла».
Думаю, нашу землячку с тем книжным персонажем связывает родственность романтических, мечтательных натур. Романтизм Татьяна Ивановна сохранила в себе до сего дня, несмотря на то, что прожит уже значительный отрезок жизни, в
котором были учеба в вузе, работа, замужество, рождение дочери, взрослые заботы, хлопоты и невзгоды. Иначе разве смогла бы она в 2000 году написать на День всех влюбленных настоящий гимн любви и всему прекрасному.
Сегодня жгутся все мосты напропалую,
Сгорают люди, как дрова, под тягу бури.
И топит печку истопник костром великим.
И шепчет на ухо любовь елеем тихим.
Влюблённых заберёт сердца
День Всех Влюблённых.
Потонут в шуме голоса неприглашенных.
И обнажатся донага святые чувства.
Им, отрешенным донельзя,
не будет грустно…
В «БЛИЖНЕМ КРУГЕ»
Правда, как она сама признаётся, был всё-таки в её «сочинительстве» большой перерыв, связанный с трудными жизненными обстоятельствами.
– Разбудила меня от этой творческой «спячки» наша известная дубовская поэтесса Любовь Строкова, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Несколько лет назад она вытащила меня на «Ближний круг» и попросила принести что-нибудь «своё», желательно новенькое. И я даже ужаснулась: «Как же
могла ничего не писать?!». Так что определённую роль в моём «возвращении» к стихам творческое объединение «Ближний круг», безусловно, сыграло.
А «ближнекруговцы» в это время как раз готовили к выпуску первую поэтическую антологию дубовских авторов «Сердцебиение», в которой, конечно же, нашлось место и стихам Татьяны Тумановой (Лебедевой).
Вот какими строчками открывается в книжке её поэтическая
подборка:
Живёт деревня жизнью старой:
С гусями около дворов,
С заботой и большой, и малой –
Как пережить и хватит ль дров?
Ведь на носу зима и печка,
И думка мучает крестьян…
Полощет гуся лужа-речка,
Мужик идёт с работы пьян.
ОКОШКО В ОТДЕЛЬНЫЙ МИР
Читателя всегда мучает вопрос: а как всё же рождаются стихи? Вот как объясняет то, что происходит с ней и внутри неё, Татьяна Туманова:
– Знаете, я всегда ищу образ, он у меня в голове постепенно складывается. И когда формируется окончательно, я сажусь и оформляю всё словами на бумаге, как законченный стих. Чаще всего пишу уже почти набело, редко что потом исправляю. А почему и для чего пишу? Я и сама себя уже об этом спрашивала не раз. Видите ли, несмотря на то, что я по природе человек
добрый, но от других людей всё-таки довольно «закрыта». И моё творчество – это мой отдельный мир! Но иногда всё-таки хочется открыть «окошко» этого мира и для других, хочется, чтобы тебя услышали…
Ваза. Окно.
И тюльпанов молчанье.
Вечер. Темно.
Мыслей тайных венчанье.
Светит ночник белым
Сумрачным светом.
Пишет дневник
Чувство нежным сонетом.
«ПОСЛУШАЙТЕ!..»
До недавних пор Татьяна Ивановна читала вслух свои стихи лишь близким друзьям да коллегам-авторам из «Ближнего круга». А сейчас вот набралась
смелости и стала выступать с ними на публике. Особенно тепло принимают её студенты Дубовского педагогического колледжа, где она ныне работает.
– Ребята приглашают меня на свои «классные часы», – говорит она. – Я читаю им свои стихи и с радостью вижу, что они им нравятся. Мне пошёл, что скрывать, шестой десяток, и я уже серьёзно отношусь к собственному творчеству. Осознаю, что это не просто так мне дано и что должна как-то «отрабатывать» этот «божий дар».
И отрабатывает «по полной программе»! Причём, не только стихами – Татьяна Ивановна, оказалось, пишет ещё замечательные сказки, некоторые из которых мне тоже довелось слышать в авторском исполнении.
НАМ ВСЕМ НУЖНЫ СКАЗКИ
– Пишу я сказки не только для детей, но и для взрослых, – объясняет Татьяна Ивановна. – Потому что сказка – это мечта, которая обязательно сбудется. Эту формулу я сама вывела из собственных ощущений и наблюдений за реакцией других людей. Сказки всем нужны.
Свои «сказочные» тексты она сопровождает весьма неплохими, на мой взгляд, графическими рисунками. Так появляются на полях её рукописей
рисованные персонажи героев сказок, таинственные очертания старинных замков, крючконосые профили злых ведьм, загадочные зверюшки… То, что я видел, даёт мне повод утверждать: есть у Татьяны Тумановой (Лебеде-
вой) ещё один, нераскрытый до поры до времени, дар – книжного художника-иллюстратора.
Март для Татьяны Ивановны – особый месяц. И не только потому, что первый весенний – в марте, вслед за Между-
народным женским днем, она отмечает и свой день рождения. С чем мы ее заранее и поздравляем, желая новых успехов в творчестве!
Корреспондент газеты «Сельская новь» Владимир ПАВШУК
Фото Сергея ВОРОБЬЕВА