«На войне, как на войне»

by

Литературно-поэтический тематический турнир

Цель: формирование представления о Великой Отечественной войне.
Великой исторической Курской битвы и Прохоровского танкового
сражения.

Задачи:
1. познакомить детей с историческим событием нашей Родины – Великой Отечественной войной. Битвой на Курской дуге.
2. развивать артистические и чтецкие навыки в ходе всего мероприятия(для участников, исполнителей театрализованной части мероприятия).
3. воспитывать чувство патриотизма и гордости за нашу Великую Родину.
4. корригировать устную речь, наглядно – образное и логическое мышление, память.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: введение в воображаемую ситуацию, художественное слово.

Средства: наглядные, музыкальные.

Формы: индивидуальная, групповая.

Оборудование:
1. видео презентация «Эхо войны».
2. воздушные шары.
3. затемнение.
4. композиция «Медсестра».
5. письма – треуголки.
6. шинели, пилотки, военная форма.

Звучат песни военных лет
Места для зрителей установлены таким образом, что разделяет зал и зрителей на 2 команды. Можно отметить зоны команд знаками с названием будущих команд «Отряд партизанов» и «Отряд бойцов»
Тр1. Звучит песня «Мальчишки»

Слайд 1
Тр 2-3-фанфары+фон1
Вед. Добрый день. Рада вновь приветствовать всех юных патриотов живущих в 21 веке. Наша встреча сегодня не случайна… Сегодня будет настоящая битва. Всем вам предстоит проверить себя и друг друга в сложных ситуациях; научиться быть одной командой, как взвод солдат, чтобы дойти до победы. Турнир будет необычным, потому как перед каждым турниром, будет представлена хроника давно минувших лет. От вас потребуется сосредоточенность и внимание, желание и вера в победу.
Разрешите представить наше справедливое жюри:

И пока ведущий представляет жюри, я расскажу вам о замечательном сайте, где вы можете получить поздравительные открытки к любому тожеству совершенно бесплатно. Вы можете их распечатать и подарить а также использовать эти авторские открытки для форумов и поздравлений в электронном виде.

Слайд2
Тр4-фон для чтецов
Вед: -Великая Отечественная Война, ставшая всенародной, вошла в жизнь людей — от мала до велика. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках отбивать атаки врага. Других она подняла в тылу на героический труд во имя Победы. В каждую жизнь она внесла тревогу и волнения, заботы и горести.

1 Чтец: (обащаясь к зрителю) Ты знаешь, что была война,
Когда тебя на свете не было;
И сколько помнила страна –
Такой войны на свете не было.

2 Чтец: Разрыв снаряда, пули свист,
Казалось, воздух весь наполнили;
И слово страшное «фашист»
Все дети в это время поняли.

3 Чтец: Не возвратившихся с войны,
В свои дома, в свои селения,
Так много, что на три страны
Того хватило б населения.

4 Чтец. И нам, живущим на земле,
Останутся навеки близкими
И все пропавшие во мгле,
И спящие под обелисками.
Слайд3
Аккомпанемент (баянист)
Выходит солдат в форме, с накинутой на плечи шинелью, вещмешком.

Вед: В начале страшной той войны
Призвали в армию Алёшу.
И он, как патриот страны,
Взвалил на плечи эту ношу.

Исполняется песня «Эх, дороги»
Тр5 — взрыв
На сцене выстраиваются чтецы с реквизитом к игре.
Слайд 4,5
Вед. Ужас бомбардировок, разгромов и пожарищ — это далеко не все, что можно сказать о войне. Стальные, холодные бомбы — зубы войны! Так давайте с вами нашем турнире, попробуем противостоять этому злу.
Слайд 6
Тр 6 _Катюша
1 турнир — Бомбежка.
Командам предлагается листы с буквами слова БОМБА. Задача участников написать как можно больше слов на заданную букву, связанных с миром, дружбой, радостью. Время на подготовку 1-2 минут. За это время звучит песня «Бомбардировщики». По окончании конкурса, результаты передаются в штаб жюри.
Тр7. Взрыв
Видео-стих — Перед Атакой
Слайд 7
Вед: Попал под пули взвод
У жаркой переправы,
И, раненый в живот,
Упал солдат на травы.

ТР8-Медсестре

Исполняется сценка «Попал под пули взвод»
На сцен. площадке появляется мед.сестра, тянущая солдата, подкладывает ему под голову свою накидку, бинтует раны.
Слайд 8
Солдат: Воды! Глоток воды!
Подай сестрица! Что ж ты..

Сестра: И солнце с высоты
Слайд 9 Осколками скатилось

Но знал младой боец
Другой зари не будет.
И новый солнца луч
Его уж не разбудит.

Сестра: Держись! Ведь ты ж еще цветов не рвал..
И не был в дальних странах
Ты ж матери сказал — вернусь..
Ведь ты ж пока что ранен..

Солдат: «Сестричка, не бинтуй.
Не жить уже мне, видно…
Ты лучше… обними…
Чтоб было не обидно!»

Сестра: Терпи, солдат, терпи
Тогда ему сказала,
И в жизнь его спасая
Всё раны бинтовала.

А он цветов не рвал
И не был в странах жарких.
И матери сказал — вернусь…
Но был смертельно ранен.
Слайд10
Тр 9 — Тучи в голубом.
Вед: Ах, если бы вы знали, сколько героических подвигов совершали юные девчонки.… Под свистящими пулями, они ползли к раненным солдатам… Они, спасали их жизни, поддерживали боевой дух и вселяли надежу.

Выходят чтецы(девочки с мед.реквизитом)
Слайд11
1 чтец: Им снились танцы, тем девчонкам —
Под грохот вражьих канонад
И где-то там в родной сторонке
Сиренью пахнущий закат.

2 чтец: Им снились робкие мальчишки
И звёзды падавшие в пруд
И были сны, как передышки,
Всего на несколько минут.

3 чтец: И снова в бой, под свист снарядов,
Где всё смешалось; кровь и пот,
И шли они с бойцами рядом
На штурм, на фрица, на окоп.

4 чтец: Их звали ласково — сестрёнки,
Душой, как первый снег, чисты…
Носили хрупкие девчонки
На сумках красные кресты.
Слайд12
Вед.: Нельзя, себе представить в полной мере, как юные, хрупкие девчонки, не боясь взрывов и смертельных пуль, шли спасать наших бойцов. Нельзя представить, нельзя! В нашем следующем турнире, мы чуть-чуть попробуем, быстро, качественно оказать помощь… Как тогда, во время войны… медсестрички- наши бабушки.

2турнир — Медпомощь.
Слайд 13
Тр 10 — идет солдат по городу

Каждая команда выбирает по 2 медсестры для соревнования. Медсестры получают халат, аптечку с бинтами, ножницами. Участники команд получают по 4 черных шарика с запиской (указание части тела). На счет три команды должны лопнуть шары, найти записки, а медсестры на перегонки друг с другом оказать первую мед.помощь (перебинтовать).
По окончании состязания, все участники выходят на сцен.площадку, для осмотра. Дополнительный бал за скорость. Снимается бал за не качественность повязки. Объявляются результаты за 1 турнир.

Слайд 14-17
Тр 11 — экскурсовод

Вед: Есть много мест, известных на планете,
И много мест, что трогают сердца.
Лишь скажешь: «Прохоровка» — слово это
Напомнит подвиг деда и отца.

Выходит Экскурсовод музея и группа учащихся. На экран проецируются слайды Прохоровского мемориала, военных событий, карта сражения.

Экскурсовод: Тогда в далеком грозном сорок третьем
Никто не знал, что через много лет
Одной из величайших битв на свете
Ту битву назовет двадцатый век.

Слайд 18
Битва на Курской дуге предопределила исход Великой Отечественной, а вместе с ней, и исход Второй Мировой войны. Вермахту нужна была победа, нужно было новое наступление. И оно было запланировано на Курском направлении. Немецкое наступление носила кодовое наименование операция «Цитадель». План противодействия вермахту был прост и гениален. Предполагалось обескровить немецкую армию в тяжелых оборонительных боях, а затем начать контрнаступление. Такая отличная подготовка со стороны наших сил была не случайна. Благодаря слаженной работе разведчиков, немецкого наступления заблаговременно был на столе командующих советскими войсками. День, время начала наступления, вся операция «Цитадель» были известны.

Слайд 19-К.Кукин
Константин Кукин родился в Курске в 1897 году, принимал участие в боевых действиях на фронтах Первой мировой войны. Пришлось повоевать ему и в гражданскую войну. Когда война закончилась, Константин вернулся в родной Курск. Константин Михайлович в 1931 году, закончил Институт красной профессуры и был направлен работать разведчиком в Китай, затем резидентом в Канаду, вторую мировую он встретил в Англии, где руководил местной резидентурой.
Слайд20-шифр.машинка «Энигма»
Англичане, располагая шифровальной машиной «Энигма», спокойно читали все шифровки немецкого командования. Константин Кукин в период с марта по июнь 1943 года смог добыть материалы об оперативных приказах германского командования на Восточном фронте с тактическими и стратегическими задачами войск, данными о расположении и передвижении германских войск. Он также представил сведения по перехвату радиодонесений германской разведки о передвижениях частей Красной Армии. Благодаря этим данным наше командование знало, что известно немцам о дислокации и намерениях наших войск. Секретные документы были доставлены нашему главнокомандующему, и после изучения плана, немецких карт, по приказу верховного командования к Курской дуге были брошены наши войска, укреплена оборонительная позиция.Так что первыми Курское сражение выиграли разведчики, еще задолго до ее начала.. До начала самого сражения оставалось еще три месяца.

3 турнир — «Разведка»
Тр 12 — разведка.
Слайд 21-Заставка
Слайд 22-Правила
Слайд 23 — Алфавит
Командам предлагается секретный документ, который состоит из 3х частей. В каждой части находится часть зашифрованного текста. Задача участников расшифровать и сложить все части документа, передать в штаб жюри. Учитывается скорость, качество расшифровки.объявляются результаты за 2 турнир.
Слайд 24-Заставка для подведения итогов
Курская Битва – начало.
Тр 13-взрыв
Слайд 25-Заставка
Вед:
И вот все началось! Утро 5 июля 1943 года, тишина над степями доживает последние мгновенья, кто–то молится, кто-то пишет последние строчки письма любимой, кто-то просто наслаждается еще одним мгновеньем жизни.
В минуты тишины, солдаты черпали силы в поддержке близких… Письма, фотокарточки бережно хранили в кармане, ближе к сердцу…

Выходит солдат-почтальон и чтецы, устало садиться на стул, достает треугольник-письмо, читает. Перед началом программы, под стулья прилеплены письма-треугольники.
Тр 14 — Катюша минус
Слайд 26 — письма
Солдат. Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер свирепый и команда: вперед!

Слайд 27 — письма Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни,
Хоть и были когда-то так далеко они.

Слайд 28 — письма Фронтовое письмо, не молчи, расскажи
О жестокой войне и о времени том,
Как сражался солдат, как в окопах он жил,
Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
Слайд 29 — письма
Вед. Ребята, посмотрите внимательно на места где вы сидите. Там письма, письма солдат, не вернувшихся с войны. Это — фронтовые письма! Те кто их писал -верили в победу и в то, что доживут до неё. О чем они думали, о чем мечтали… На что надеялись, какой для них была эта жестокая война?!

Ведущий проводит небольшую дискуссию диалог.

Вед. Письма с фронта – живые свидетели беззаветной преданности Отчизне, непоколебимой веры в неизбежный разгром врага. У нас есть шанс, взглянуть на историю войны своими глазами… Прежде, чем мы вернем письма почтальону, давайте прочтем… о чем писали наши прадеды в тяжелое время…
Слайд30
4 Турнир — «Фронтовые письма»

Под некоторыми стульями за ранее прикреплены письма-треугольники (для каждой команды по 3-4 письма). Задача команд, определить в своей команде чтецов и прочесть письма разборчиво, выразительно, эмоционально. Жюри оценивает выступления ребят. Подводят итоги за 3 турнир.

Письмо 1 — читают зрители.
«Здравствуйте, мои дорогие, Шура, Славик!
Письмо пишу в минуты небольшого затишья. Бои идут непрерывные, страшные, жестокие. Фашисты бомбят непрестанно. Снаряды рвутся, пули сыплются, как град, нельзя поднять голову. Но мы стоим, защищаемся, отбиваемся. Как вы там, мои родные? Пишите. Жду ваших вестей. Целую, крепко. Ваш муж и отец».

Вед. Это письмо Александра Семёновича Зайцева родным.

Письмо 2.
Здравствуй, дорогая мамочка, пишет тебе дочь, старший сержант медицинской службы Марина Игонкина. В первых строках своего письма хочу сообщить тебе радостную весть: мы сломали хребет фашистским гадам, и погнали их поганой метлой с нашей родной земли. Это было самое страшное сражение в моей жизни. Мамочка, наши славные батарейцы открыли ураганный огонь. Когда мы вошли в город, там были одни руины. Но самое страшное – это жители, они выходили из подвалов, щелей, измождённые, но счастливые … Мы тут же развернули госпиталь и полевые кухни. Слёзы наворачивались на глазах при мысли, что пришлось пережить этим людям. После боя было очень много работы, мы валились с ног от усталости. В конце дня кончился эфир, и пришлось делать операцию без наркоза. Это молодой летчик, которому ампутировали обе ноги, он не проронил ни слова, настоящий, советский человек. Теперь я понимаю откуда в советских людях такой героизм.
Мамочка, впереди ещё много боёв, и мы дойдём до Берлина. За Родину! За Сталина! Целую тебя нежно.

Вед. Это письмо, было последним… Она так и не вернулась с войны.

Письмо3.
«Я жив и здоров, ну, конечно, не такое здоровье – но ничего, ещё буду бороться за нашу священную пядь земли. И всё же выгоним врага от нас!»

Вед. Письмо Василия Васильевича Игнатьева — боец.

Письмо 4.
«,,,Обо мне прошу не беспокоиться и не горевать, потому что наше дело правое, победа будет за нами. Ждите нас с победой, и возвратимся обязательно с победой… Но, прошу вас, желайте мне и вообще нам здоровья и желайте возвратиться невредимыми и здоровыми».

Вед. Это строки из письма домой пехотинца, младшего сержанта Николая Ишалина.

Письмо 5.
« Наши ребята великолепно воюют. Мы получили приказ: «Ни шагу назад!». Наших погибло очень много, но я жив, хотя и легко ранен».

Вед. Оганес Арихтян восхищался боевыми друзьями.

Письмо 6.
«,,, Я такой же весёлый, как раньше. Поэтому мне ничуть не страшно умереть в бою – зато, другие победят, и будут жить».

Вед. Письмо сержанта Николая Петровича Фёдорова своей сестре.
Письмо 7.
«Милая мама! Я не могу писать. Умираю от ран далеко от тебя, в военном госпитале. Был страшный бой. Под пулями я помогала раненым. Не могу… Боль не даёт покоя… Теряю силы…Прощай!»

Вед. Таня Исакова писала матери.

Письмо8.
«Когда наш народ будет праздновать Победу, может быть, нас не будет в живых. Но наша смерть будет ярко сиять на алтаре Отечества перед трудящимися страны, нашими родственниками, родными и близкими, будет нашим вкладом в Победу. Раз выпала такая суровая судьба нашему поколению – выстоим, победим»

Вед. Писал в августе 1941 года своей сестре Ахметов, вскоре сложивший голову на поле брани.

Письмо9.
«Любимый отец! Любимая мама!
Не беспокойтесь обо мне, я чувствую себя очень хорошо… положение не очень важное. Только очень прошу: за Риммой и детьми следите хорошо до моего возвращения. Если, конечно, посчастливится…
Люблю всех вас. Но есть и другая любовь – это любовь к великой Родине… Эта любовь более значительна и велика. Родина требует от нас быть на страже, и каждый красный боец старается исполнить свой священный долг перед Родиной, в числе которых и я…

Вед. Все бойцы, писавшие эти письма, впоследствии пали на поле битвы в борьбе за свою Отчизну. О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за своё счастье. И хотя письма адресованы родным и близким, узкому кругу лиц, но они выражают общее настроение людей, с оружием в руках защищавших честь и свободу нашей Родины. За время войны, сколько родилось поэтических строк, которые заставляли наших бойцов верить в Победу и идти до конца.

Видео-стих «Жди меня»
Слайд 31
Тр 15 — экскурсовод
Тр 16 — взрыв
Вед. Пятьдесят дней, с 5 июля по 23 августа 1943 г., продолжалась Курская битва, включавшая в себя три крупные операции советских войск: Курскую оборонительную (5-23 июля); Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3-23 августа) наступательные. Курская битва имела огромное значение и стала одним из важных этапов на пути к победе СССР над гитлеровской Германией. А танковое сражение, в районе села Прохоровка вошло в мировую историю как самое большое во второй мировой войне встречное танковое сражение.
Трансляция фильма «Курская дуга»

Вед. Ребята, наше следующее состязание так и называется «Танковое сражение».

5 турнир — «Танковое сражение»
Тр 17 -сражене
Слайд 32,
Для команд приготовлено табло «Карта, поделенная на 2 половины с изображением танков, по 5 для каждой команды. Задача команд выбрав танк, совершить направленный выстрел по танкам соперника. Выбрав танк со своего поля, участники команды отвечают на вопрос по заданной теме. При положительном ответе, в команде соперника минус 1 танк. При отрицательном ответе, право хода переходит сопернику. Подведение итогов за 4-5 турнир.

Тр 18-фон
Слайд 33,34
Вед. Недооценить значение Курской битвы сложно. Немецкая армия была окончательно и бесповоротно надломлена психологически. Так что, все мы, теперь живущие можем с гордостью говорить, что Курская битва кратко и точно доказала что, сила не в злобе и стремлении к агрессии, сила в любви к Родине! Полной победой закончилась историческая битва на Курской дуге.

Выходят чтецы со свечами..
Слайд 35,36
Чтец1: 50 дней и ночей шла ожесточенная битва на Курской дуге, и в это время полностью определилось будущее каждого из нас. Ни до, ни после, мир не знал такого сражения.

Чтец2. Более 1500 танков с обеих сторон на протяжении всего дня 12 июля 1943 года, вели тяжелейшие бои на узком пяточке земли возле деревни Прохоровка.

Чтец 3. Люди горели в танках, подрывались на минах, броня не выдерживала попадания немецких снарядов, но битва продолжалась. В этот момент больше ничего не существовало, ни завтра, ни вчера!

Чтец 4. Советские танкисты покрыли свои имена бесконечной славой!

Чтецы ставят свечи пред декор.композицией «Вечный огонь».
Слайд 37
Чтец1: Боевые знамена склонив
У священных могил дорогих,
Не забудет народ-победитель
Беззаветных героев своих.

Чтец2: Никогда не забудут живые
Ушедших друзей боевых.
Не увянут цветы полевые
На могильных холмах фронтовых.

Чтец3: И, любуясь зеленою новью,
Проходя мимо этих могил,
Вспомнят дети и внуки с любовью тех,
Кто души за них положил. (В.Лебедев-Кумач. «Великая слава героям».)

Чтец4. В память павших бойцов на полях сражений за Родину объявляется минута молчания.

Тр 19 — метроном Минута молчания.

Вед. Священный долг живущих – сохранить память о тех, кто отдал жизнь за Родину; сохранить и передать её нашим детям и внукам. Священный долг ныне живущих, так же предано служить своей Родине!

Тр 20. День Победы. Чтецы берут гвоздики.
Слайд 38,39
Чтец1. 30 апреля 1945 г. советские воины Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над рейхстагом в Берлине Знамя Победы.
Слайд 40,41
Чтец2. 8 мая 1945 г. подписан акт о безоговорочной капитуляции
фашистской Германии.
Слайд 42
Чтец3: Еще стояла тьма ночная.
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права. (И.Радченко. «В день окончания войны».)

Чтец4. 9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы.

Слайд 43
Тр 21.
Вед. Вы подрастающие поколение, служите нашей отчизне! Ведь все мы хотим, чтобы это никогда больше не повторилось.

Стихотворение «Спасибо солдаты».

1 чтец. Спасибо солдаты, солдаты России,
За подвиг великий, что вы совершили.
За то, что не дрогнули в час испытанья,
За ваши мученья, за ваши страданья.

2 чтец. Спасибо солдаты, За синее небо,
За землю, что кормит нас досыта хлебом,
За солнце, что ходит, как прежде, по кругу,
Спасибо за поле, что вспахано плугом.

3 чтец. Земной вам поклон и спасибо, солдаты,
За то, что рассветы сменяют закаты,
И снова закаты сменяют рассветы.
Как здорово, что продолжается это!

4 чтец. Спасибо за всё! И преклоним колени
Пред павшими в этой священной войне.
Им – вечная память! И слава вдвойне!

Вручают цветы ветерану.
Тр 22 Финал.
Вед. Дорогие друзья, в заключении нашей встречи, мы подводим итоги наших состязаний. А пока наше уважаемое жюри решает и размышляет… О том какая она война, глазами ребенка, нам расскажет наш почетный гость Олег Константинович. Ему довелось увидеть войну в возрасте 7 лет.

Рассказ гостя.
Вручение наград, дипломов.

Вед. Спасибо вам, дорогие ребята, за то, что среди всей суеты, нашли место в своем сердце, для важного, ценного — для великой памяти! Желаем вам стойкости, силы духа и преданности Родине! Огромную благодарность, разрешите выразить многоуважаемому жюри, театральному коллективу «Вытворяшки», клубу игровых технологий «Клубок», участникам театра «Зеркало» и Вам ребята! До свидания! До новых встреч!

Звучит песня «Солнечный круг»

Сценарий любезно предоставила читательница сайта: Гаврилова Евгения Владимировна Белгородская область Яковлевский район г.Строитель БУК РМДК «Звездный»